Эксплуатация КДМ. Часть 2. Коробка отбора мощности (КОМ)
Одной из важных частей КДМ является коробка отбора мощности (КОМ), которая служит для передачи энергии от двигателя машины к её рабочим частям.
Основными частями КОМ являются: шестерни, вилка переключения, входной и выходной валы, картер, подшипники, шток для вилки, прокладки, крышки. В коробку отбора мощности также устанавливаются специальные прокладки для надежного уплотнения фланцев. Включение выходного вала происходит через промежуточные шестерни. Ведомая шестерня с помощью вилки перемещается по всему валу. При этом происходит зацепление с промежуточной шестерней и включение выходного вала. Вращение выходного вала передается гидронасосу, генератору или навесному оборудованию.
Рычаг управления КОМ располагается на рабочем месте водителя. Трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием масла в коробке передач или раздаточной коробке, так как коробка отбора мощности имеет с ними общую масляную ванну.
В зависимости от места установки КОМ различают два их вида: с независимым нереверсивным приводом и с зависимым реверсивным приводом. КОМ с зависимым реверсивным приводом крепят на корпус раздаточной коробки (РК) после коробки перемены передач (КПП), а значит, её входной вал способен менять частоту и направление вращения. КОМ с независимым нереверсивным приводом закрепляют на корпусе самой коробки передач, следовательно, отбор мощности производится от промежуточного вала коробки передач.
На различных КДМ устанавливаются КОМ разных производителей. Например:
- На шасси КамАЗ: КОМ 53215-4202010-20, КОМ КО-501.12А, КОМ КО-440-5, КОМ МП-73, КОМ МП-05 4202010 и другие;
- На шасси МАЗ: КОМ КО-427-30, КОМ-5. КОМ-6, КОМ МАЗ 503-4202010-08, КОМ МАЗ 503-4202010-09, КОМ МДК-5337 9109000, КОМ КС-3577.14.100 и другие;
- На шасси ГАЗ: КОМ КО-503В-2 0212100-01, КОМ КО-503В-2 0212100-02, КОМ П41М.0501.01 (ГАЗ), и другие;
- На шасси ЗИЛ: КОМ АП-17А.45.260 для насоса НШ-32, КОМ АП-17А.0501.510А, КОМ КДМ-130Б 1210000-02, КОМ КО-829 0202000, КОМ МДК-4333 9108100-12 ш. ЗИЛ и другие.
На одно транспортное средство может приходиться от одной до 3-х КОМ. Так, например, коробка отбора мощности КАМАЗ может быть установлена на верхний люк коробки передач либо раздаточной коробки, на задний торец КПП, на правый боковой или левый боковой люки КПП в зависимости от выбранной серийной модели. Коробка отбора мощности ГАЗ чаще всего монтируется на боковой правый люк коробки передач.
При замене КОМ особо следует обращать внимание, что между фланцами картеров КПП и КПП должны быть установлены уплотнительные прокладки, с помощью которых единовременно осуществляется регулировка зацепления шестерен коробки передач и коробки отбора мощности. При замене прокладок или при снятии КОМ общая толщина прокладок должна быть сохранена.
Для некоторых моделей КОМ (в зависимости от типа шасси, модификации КПП и предназначения техники) может устанавливаться металлическая прокладка, чтобы изменять дистанцию между осью ведущей и осью ведомой шестерни. Возможна установка паронитовых прокладок, с помощью которых можно отрегулировать и выставить дистанцию между осями шестеренок. После установки КОМ и закрепления всех основных креплений проводится контрольный запуск устройства с целью проверки исправности и пригодность всех механизмов.
В России можно найти КОМ не только на отечественные КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, АМУР, но и на зарубежные.
При замене КОМ и её отдельных частей целесообразно вышедшие из строя заменять аналогичными. При этом имеет значение тип шасси, необходимая величина отбираемой мощности, крутящего момента, частоты и направления вращения, способ крепления.
Если правильно подобраны запчасти КОМ, то отремонтировать КОМ, при необходимости, можно даже в полевых условиях. Самое главное - соблюдать технологические нормы, установленные заводом - производителем.
При выборе коробки отбора мощности немаловажное значение имеет и её цена, которая зависит от технических характеристик и производителя КОМ, от того, КОМ оригинальная аналог или б/у.
К коробкам отбора мощности предусмотрен большой перечень запасных частей. Это, например, валы, шестерни, болты, гайки, вилки, корпуса КОМ, кронштейны промежуточной шестерни, крышки, оси, пальцы для установки КОМ и др.
При их замене следует поступать также как и при замене КОМ. Например, корпус КДМ130Б-12.10.016 (ЗИЛ) использовать для замены при проведении ремонта КОМ КДМ130Б-1210000.
Актуальные запасные части для машин КО-829А, КО-829Б, КО-829Д, КО-713, КО-713Н, КДМ-130Б, МДК в каталоге Битнефтегаз, раздел Запчасти для комбинированных машин.